Дымковская игрушка — это глиняная скульптура, отдельный вид искусства. Для него характерны некоторые побеления и яркая окраска.
Глину традиционно добывали в селе Дымково, на невысоком берегу реки Вятка, недалеко от Кирова. Собранную в слободе красную глину измельчили лопатой, смешали с мелким речным песком — рядом огромный речной пляж. Таким образом, после перемешивания глина неоднократно переворачивалась и смачивалась водой. В старину его даже месили ногами.
Сегодня мастер не пинает глину, а месит ее. Материал готовят механическим способом на одной из глиняных фабрик. Глина поступает в цеха в готовом виде — полиэтиленовая упаковка, брикеты по 10 килограмм.
Лепка игрушки.
Каждая игрушка, от кусочка глины до готовой скульптуры, изготавливается одним мастером. Если раньше много времени уделялось подготовке и отбеливанию глины, то теперь больше внимания уделяется процессу лепки и росписи игрушки.
Кусочки глины отделяются и скатываются в шарики. Из шариков сделаны отдельные детали игрушки. Дымковская игрушка отличается тем, что сделана не из одного куска пластилина, а из нескольких. Скатайте в блин глиняный шар, сделайте из него конус — юбка старухи готова. Он полый, толщина стенок 4-6 мм. Стенки конуса разглаживаются закручиванием элемента в руках. Затем, смочив конус водой, прикрепите ручки и шар головы. Все сделано из маленьких кусочков глины.
Сначала изготавливаются все основные компоненты игрушки. Все стыки разгладить влажной тряпкой. Он выходит как одно целое. Затем игрушка декорируется деталями — головным убором, клатчем, сумочкой, собачкой, косичками, шляпкой и т. Д.
Готовые изделия сушат 3-5 дней, иногда дольше, на воздухе.
В старину игрушку обжигали в русских горшках. Их клали прямо на дрова или на железный поднос.
Глина начинает нагреваться и вскоре становится несколько прозрачной — даже на огне светится красным. Затем процесс обжига завершался, и игрушки медленно охлаждались в погашенной печи.
В настоящее время игрушки обжигают в муфельных печах при температуре выше 1000 градусов. Эта высокая температура придает глине еще большую прочность. Духовки довольно большие, в них игрушки загружаются партиями. Здесь мастера тоже не лишены драгоценного времени в нетворческих процессах.
Отбеливание и покраска игрушек.
После обжига заготовка становится коричнево-красной. В старину для отбеливания использовали раствор мела в молоке — всю игрушку погружали. Молоко скисает на поверхности и образует прочный легкий слой казеинового клея. Отличительная особенность дымковских игрушек — отбеливание.
Теперь отбеливание проводится темперой, которую наносят кистью.
Последняя часть процесса — покраска.
Сначала поговорим о старинном традиционном способе росписи:
Высушенные красители смешивали с яйцом и добавляли суп из квашеной капусты или уксус. Цветовая гамма была небогатой, только основные оттенки. Были использованы соединения от технического углерода до фуксина и хрома. Эти цвета передают бревну часть своего цвета и звучат приглушенно. В 20 веке начали использовать гуашь, тоже разведенную в яйце. Сейчас используют яркие акриловые краски — очень стойкие.
Кисти в основном мягкие и различаются по размеру. Тонкие кисти позволяют художнику добавить к предмету мелкие детали — это не всегда хорошо, так как приводит к перенасыщению действия.
На краску наклеиваются кусочки золотого листа или паутинки, смеси цинка и меди. Они сияют и придают игрушке Dymkowo ослепительный шарм вместе с яркими красками.