У нас в семье есть традиция — каждый год 30 декабря мы украшаем елку елочными игрушками. Открывая коробку с игрушками, мы восхищаемся их красотой. В ящике стеклянные шарики, шишки, сосульки, персонажи из сказки «Незнайка», игрушки в виде фруктов и овощей — клубники, огурцов и серебряной рыбки. Но главный атрибут елки — это Дед Мороз и Снегурочка. Поэтому я захотел сделать один из них. Я решил посвятить этот проект изготовлению Снегурочки, потому что в первой четверти этого учебного года я сделал Снегурочку из старого потолка и других выброшенных материалов, а теперь решил сделать ее из ваты, как было сделано давно, в давние времена. В то же время мне хотелось узнать, что еще можно сделать с этим экологически чистым материалом. И еще я хотел узнать, когда в нашей стране появилась эта чудесная фигура Снежки — девушки Святого Отца.
Цель проекта
Сделать Снегурочку из ваты. Разработайте проект. Убедите коллег и родителей, что делать новогоднюю атрибутику дешевле, чем покупать в магазине.
Найдите и исследуйте информацию об истории Снегурочки и игрушек из ваты;
Интервью одноклассников и учителей;
Проанализировать результаты собеседований;
Опишите процесс создания Снегурочки из ваты;
Изготовить модель Снегурочки (продукт проекта);
Подготовить презентацию проекта;
Вовлечение одноклассников в создание Снегурочки года.
2 Основная часть
2.1 История появления образа Снегурочки
Образ сказочной героини Снегурочки постепенно формировался в сознании людей на протяжении веков. Изначально она появилась в русских сказках как образ ледяной девушки — внучки, которую бездетный старик и старуха создали из снега для их утешения и на радость людей.
Однако есть предположение, что сказка о Снегурочке создана на основе старославянского обряда костромского захоронения. Так что можно сказать, что Кострома — это не только дом Снегурочки, но и сама Снегурочка.
Снегурочка становится внучкой Деда Мороза и ассоциируется с Рождеством и Новым годом.
Снегурочка — явление чисто русское и больше нигде в мире не появляется во время празднования Рождества и Нового года.
Образ Снегурочки привлекал многих поэтов, писателей, композиторов и художников. Известны зарисовки художника М.А.Врубеля. Васнецов выполнил декорации к опере Николая Римского-Корсакова «Снегурочка» в Большом театре.
Образ Снегурочки развивался в работе педагогов рубежа XIX и XX веков, которые готовили для детей сценарии новогодних игр. Еще до революции на елку вешали фигурки Снегурочки, девочек одевали в костюмы Снегурочки, ставили отрывки из сказок, ставили пьесы Островского или оперу. На тот момент Снегурочка не была в главной роли.
Современный облик Снегурочки был введен в Советском Союзе в 1935 году, после получения официального разрешения на встречу Нового года. В рождественских книгах этого периода Снегурочка появляется наравне с Дедом Морозом как его внучка, помощница и посредник между ним и его детьми. В начале 1937 года Дед Мороз и Снегурочка впервые появились вместе на елке в Московском Доме профсоюзов.
2.2 Игрушки из ваты
Нарядные игрушки появились в России одновременно с другими елочными украшениями — в XIX веке. Они были альтернативой дорогим стеклянным шарам. Их делали для продажи ремесленники в аркебузах, но вы также могли сделать их сами. Подробные описания их изготовления публиковались в женских журналах, а в магазинах продавались штампы с изображениями лиц ангелов, детей и деда Мороза — эти изображения можно было вырезать и наклеить на хлопчатобумажную игрушку ручной работы.
В двадцатом веке, после революции, история рождественских украшений была прервана почти на два десятилетия, потому что рождественские украшения изготавливались накануне Рождества, а этот религиозный праздник был запрещен в Советском Союзе. Но в 1935 году Советское правительство решило вернуть детям волшебные зимние праздники, и мы снова начали украшать наши елки, но не на Рождество, а на Новый год. Производство рождественских украшений было быстро возрождено, потому что мастера, которые занимались им в начале века, были еще живы. В частности, возобновлено производство стеганых елочных украшений.
В Москве созданы два учреждения — «Художественные игрушки» и «Все для ребенка». Плетеные игрушки в этих сочленениях были изготовлены из крученой прессованной хлопчатобумажной ткани. Существовали специальные туши — «скелеты» для изготовления людей и животных. Реалистично нарисованные фигуры покрывали крахмальной пастой с добавлением слюды, придававшей им жесткость, и присыпали стеклянным снегом, от которого вата напоминала искрящийся искрящийся снег. Для создания такого искусственного снега тонкостенный шар надували и бросали в специальный ящик, где он рассыпался на мелкие хлопья. Лицевая сторона маски делалась из мастики, папье-маше или воска, грунтовалась, раскрашивалась, глаза, брови и губы раскрашивались вручную, а щеки подрумянивались с помощью ватного диска.
Костюм шили из белой или предварительно окрашенной ваты. Этот пластичный, простой в обработке материал позволил изготавливать большое количество фигурных и художественных игрушек, отражающих советскую тематику. Здоровые, румяные лыжники и конькобежцы, пограничники, полярники, пионеры, фигурки животных и персонажи из любимых детских сказок. Макеты этих игрушек создавали профессиональные художники и скульпторы Т. Гидиримская, В. Громчевская, О. Траубер, а также лучшие работники — мастера производства. Такую возможность предоставляли регулярные конкурсы новых проектов.
Однако ХХ век был веком конвейеров и массового производства. А технологию производства игрушек из хлопка нельзя было механизировать. Поэтому в 1950-х годах хлопковые игрушки исчезли с прилавков магазинов. Хлопковых игрушек 30-40-х годов прошлого века очень мало. Этому способствует то, что такие украшения обычно ставили на нижние ветки елки, чтобы дети могли их трогать и даже играть с ними. В результате срок службы свернутых игрушек значительно сокращается. Однако в последние годы, когда все больше и больше людей возвращаются к старинным игольным традициям, хлопковые игрушки возвращаются в моду — они такие уютные, красивые и домашние, они напоминают зимние сказки с белыми пушистыми снежными заносами!