Воздушный змей — старейшее устройство, когда-либо поднимавшееся в воздух по воле человека. Первые воздушные змеи появились в Китае от 35 до 4000 лет назад. Им придали разные формы, но самой любимой была форма дракона — воздушного змея. Позднее воздушных змеев стали делать в виде плоских или коробчатых рам, обтянутых бумагой или тканью. Они больше не похожи на сказочного дракона или воздушного змея, но название сохранилось.
Наиболее распространены самые простые воздушные змеи — плоские и так называемые. монаху же гораздо интереснее построить воздушного змея в форме ящика. Такой змей имеет большую несущую поверхность и значительную несущую способность. Он очень стабилен в полете и легко управляется. Известны случаи установки воздушных змеев с метеорологическими приборами на высотах 7000 м и более. В 1931 году на Всесоюзных соревнованиях киевские авиамоделисты запустили в воздух целый «поезд» из одиннадцати последовательно соединенных коробчатых змеев. Поездом «умел» управлять взрослый мужчина. В 1938 году авиамоделисты из города Серпухова (Московская область) запустили «поезд». Серпухов (Московская область) построил большой воздушный змей, площадь набережной которого составляла 20 человек. квадратных метров и который мог поднять 60 кг.
Общий вид коробчатых воздушных змеев различных типов показан на обложке и на чертежном листе. Основой каждого кайта коробчатого типа или так называемой рамы гребного винта являются лонжероны — четыре продольных планки, разделенные двумя поперечинами, каждая из которых состоит из двух распорок (распорок). Подъемная сила создается ремнями воздушного змея, которые состоят из двух полос плотной бумаги или ткани, склеенных или сшитых на концах. Одно из полученных таким образом колец помещается в переднюю часть воздушного змея, а другое — на хвост.
Обшивка прикреплена к лонжеронам и натягивается только тогда, когда вставлены распорные стержни. Таким образом, форма и жесткость кайта обеспечиваются не только стойками, но и обшивкой.Кайты-коробки всегда складываются: сворачиваются в трубу и перевозятся в чемоданах.
На нашем чертеже показаны все части простого воздушного змея с ромбовидной коробкой и даны пояснения о том, как его изготовить и собрать. В правой части изображения показаны три других типа воздушных змеев (вид в полете, вид спереди, вид сверху). Размеры этих воздушных змеев не указаны: моделисты, которые уже научились строить алмазных воздушных змеев, легко подберут соответствующие размеры.
Планы и пояснения к ним подготовил Г. Драгунов, заведующий физической лабораторией Центральной станции юных инженеров.
Для сборки воздушного змея-коробки вам потребуются следующие материалы:
ткань — легкая и прочная (например, мадапалам, бязь и др.) или бумага (рисунок — миллиметровый, «синий» и др.);
Ламели сосны — сухие, прямые, без сучков. Если существующие планки короткие, их можно соединить по диагонали с помощью казеина.
или столярный клей и шнуровка;
Нити суровые. Нить № 10 на шпульке также может использоваться для обертывания и усиления определенных частей;
Веревка (для уздечки и лески) тонкая, но прочная, желательно английская, толщиной 1-2 мм. 6-7 м для уздечки и не менее 500 м для лески.
Кроме того, вам понадобится клей, резина для авиамоделей, оливковое масло и папиросная бумага.
Требования к кайтам следующие:
1. Кайт должен быть достаточно прочным, так как минимальное давление на квадратный метр его опорной поверхности может составлять 2 кг при средней скорости ветра 7-8 м / с.
2. Кайт должен быть жестким и не деформироваться под действием ветра.
3. Кайт должен быть легким (достаточно прочным). Он должен быть нацелен таким образом, чтобы его вес (отношение массы воздушного змея к его площади поверхности) не превышал 0,3-0,4 кг на квадратный метр: в этом случае кайт должен уметь летать даже при слабом ветре (3- 4 м / с).).
4. Кайт должен легко собираться и разбираться, а в разложенном виде занимать мало места.
Воздушных змеев можно запускать при скорости ветра от 3 до 14 метров в секунду (лучшая скорость от 6 до 7 метров в секунду) в сухую погоду.
Скорость ветра можно оценить по ощущениям. Для этого используется следующая шкала:
Отметки для оценки скорости ветра Скорость ветра (м / с)
Дым поднимается круто или почти круто, остается неподвижным 1
Движение ветра практически незаметно 1 — 2
Заметное движение ветра, шелест листьев 2 — 3
Листья и тонкие ветки деревьев двигаются равномерно, ветер развевает лёгкие флаги 3-5.
Ветер поднимает пыль и бумагу, приводит в движение тонкие ветки и деревья 5-7.
Тонкие стволы деревьев качаются, в воде появляются 8-10 волнистых волн.
Колышутся толстые ветки деревьев, гудят телеграфные провода, пользоваться зонтиком затруднительно 10 — 12
Стволы деревьев качаются, крупные ветви гнутся, при ходьбе против ветра чувствуется сопротивление 12-15
Ветер ломает тонкие ветки и сушит сучья деревьев, затрудняя ходьбу 15 — 18
Запуск воздушных змеев должен выполняться на открытом воздухе, без воздушных линий электропередач, телеграфных и телефонных линий, радиоантенн, деревьев и высоких зданий.
Во время кемпинга и массовых подвижных игр для сигнализации можно использовать воздушные змеи (для этого лучше сделать красочный жилет, на ночь повесить на кайт электрический фонарик); если мы перейдем на трос, его можно будет использовать как радиоантенну. В этом случае несложно поднять на кайт небольшой груз (например, модели парашютов, планеров или летчиков), а затем автоматически сбросить его с высоты. Существует множество руководств для авиамоделистов, в которых вы можете найти инструкции по созданию авиапочты. Перечислим два из них:
И. Костенко и Э. Микиртумов. Летающие модели. Детгиз, 1952; издательство «Молодая Гвардия», 1953 и 1954 гг.
Н. Бабаев и С. Кудрявцев. Летающие игрушки и модели. Оборон-Гиз, 1946.
Наиболее подробные инструкции по сборке различных типов воздушных змеев приведены в книгах:
И. Бабюк. Воздушные змеи в коробках. Госмашметиздат, 1934.
С. Пантюхин. Кайт-станция для детей. Оборонгиз, 1941.