Здравствуйте, дорогой гость и любитель кукол. Сегодня моя заметка получилась «теоретической» В школе учитель обязан часть урока посвятить теории, а поскольку я работала в школе учителем труда, то часть своего блога тоже отдаю ей.
При пошиве одежды для куклы не обойтись еще без понятия «силуэт» – это внешние очертания одежды или любого другого предмета, его «тень».
Несмотря на различия костюмов различных эпох, различных народов их можно рассмотреть с точки зрения геометрических фигур: прямоугольник, треугольник, трапеция и овал. Здесь имеется в виду конечно же общее впечатление, которое производит костюм на смотрящего на него человека.
СИЛУЭТЫ ОДЕЖДЫ:
- Прямой силуэт в виде прямоугольника, он более универсален и подходит практически каждому человеку, его можно использовать и в одежде для кукол.
- Силуэт трапеция: небольшое расширение одежды книзу. Для своего Baby Born я шью все костюмы именно в форме трапеции, потому что у него ножки кривые: прямое длинное платье просто не одеть из-за кривизны ножек, платье ниже колен поднимается вверх на кривых коленочках, поэтому у этой куклы платья короткие, а длинные всегда широкие.
- Силуэт треугольник: вершина у него может быть вверху, а расширение внизу ли наоборот – вершина внизу. Летние платья для кукол я часто шью по этому силуэту.
- Силуэт приталенный: два встречных треугольника или трапеции. Этот силуэт подчеркивает талию, создавая контраст между узкой талией и широким низом или широкими плечами. Бальные, свадебные платья для кукол шьются по этому силуэту.
- Силуэт овальный встречается очень редко, потому что он противоестественен сложению человека
Это серьезные, строгие определения силуэта, но есть и силуэтов и «прозвища», по которым мы точно их определяем: брюки «дудочки», «бананы», «сигареты».
Есть понятие силуэтных линий — линий очерчивающих силуэт костюма. А внутри силуэта находятся следующие линии:
- Фасонные (модельные) подчеркивают особенности силуэта – линии втачивания рукава, воротника.
- Конструктивные создают объем костюма, делают хорошую посадку костюма на человеческую фигуру. В кукольной одежде, как и в детской одежде, их немного, потому что не всегда добиваемся идеальной посадки на фигуре.
- Декоративные служат для украшения костюма — кокетки, драпировки, складки. Это я использую часто для кукол и даже для себя, особенно если ткань красивая, но кусочки маленькие. Тогда кокеточки, складочки спасают ситуацию. Моя бывшая соседка шила одежду на заказ. Она никогда не отказывалась от понравившейся модели для себя или для заказчицы, делала декоративные швы так красиво, что модель получалась еще лучше.
Все эти внутренние линии могут изменить зрительное восприятие костюма. Вертикальные линии удлиняют фигуру, скрывают толщину человека. Горизонтальные, наоборот, расширяют то место, где они расположены. Симметричные и асимметричные линии создают ощущение движения.
К костюму применимо еще одно понятие: масса костюма, то есть его легкость или тяжесть. Тяжесть костюма создается большим количеством деталей, украшений. Если же нет обилия деталей, то даже массивная фигура приобретает легкость.
Фактура ткани тоже может влиять на массу костюма: темные, плотные, шероховатые ткани увеличивают массу костюма, а светлые, блестящие, легкие ткани делают и костюм легким. Именно поэтому детскую одежду обычно шьют из светлых тканей.
Светлые ткани зрительно делают костюм больше, но уменьшают его тяжесть, а темные ткани наоборот: зрительно уменьшают костюм в объеме, но утяжеляют его. Вот почему полному человеку надо светлые ткани располагать ближе к лицу, чтобы голова не казалась очень маленькой по сравнению с большим телом.
ЦВЕТ В ОДЕЖДЕ
В костюме очень важен цвет. Он может даже влиять на настроение самого человека и окружающих его людей. Например, красный цвет ассоциируется с радостью, солнцем, но и с огнем. Поэтому он может вызывать и радость, и тревогу. Белый цвет ассоциируется с чистотой, свежестью, но это и безжизненность, а у некоторых народов и траур. Черный цвет ассоциируется с пустотой, горем.
Всем известно, что существует три основных цвета: красный, зеленый, желтый, синий. Остальные цвета получаются путем их смешивания и добавлением белого и черного цветов. К выбору цвета в костюме надо подходить с большой осторожностью. Сам человек имеет различное сочетание оттенка кожи, цвета глаз и цвета волос. И цвет одежды должен подчеркивать или контрастировать с этими цветами. Если человеку нравится какой-то цвет, то это не значит, что он человеку к лицу. Понравившаяся в магазине ткань не всегда будет выглядеть красивой в виде платья. Хотя здесь может помочь небольшой совет: надо расположить понравившуюся ткань около лица. Если лицо становится бледным, невыразительным, то ткань покупать нельзя. А бывает и так, что из невзрачной на вид ткани получается красивое платье, которое на долгое время становится любимым. У меня есть кукла с рыжими волосами, которую очень трудно одеть красиво, очень редкий наряд подходит к ее рыжим волосам. Наверно поэтому у меня в основном блондинки – им все к лицу.
С большой осторожностью надо подходить к сочетанию цветов. Отличное сочетание дают, например, коричневый – золотистый, синий – красный, черный – белый. А есть цвета, которые нельзя располагать рядом: зеленый – синий, желтый – бордо. Есть специальная таблица цветовых сочетаний. У меня она всегда при себе. Я ею пользуюсь при покупке ткани, стараюсь придерживаться этого сочетание при фотографировании кукол.
Все яркое, пестрое можно одевать летом, а вот зимой или на работе одевать это надо с осторожностью, потому, что пестрые ткани могут сильно раздражать окружающих. Надо хорошо подумать, прежде чем покупать ткань с крупным рисунком. Видели Вы когда-нибудь хрупкую женщину, у которой на блузке где-то сбоку на спине видна половина огромного цветка? Я однажды сшила кукле летний костюмчик. Все казалось замечательно до тех пор, пока я не сфотографировала куклу. Впереди на кофточке оказался самый крупный элемент рисунка, за которым пропала сама кукла.
Я Вас убедила, что силуэт и цвет нужны для куклы? Может быть, для куклы немного меньше, чем для человека, но нужны. Поделитесь своим мнением в комментариях.